Для Вас, родители

Долгожданный летний период – что он значит для ребенка и родителей.

Летом наш садик осуществляет приём детей и проведение утренней зарядки на участке. Спортивные соревнования, посильный труд — тоже проходят на свежем воздухе. Ознакомление с окружающим миром становится как никогда близким к природе, особенно на прогулках в парк или на речку. Летом, кроме обилия возможностей для отдыха, возникают и новые поводы для беспокойства за жизнь и здоровье детей. Как питаться и чего остерегаться в летний период?



8 рекомендаций  по организации питания детей летом

Если ребенок в жаркую погоду отказывается от еды, то предложите ему один кисло-сладкий фрукт, тогда аппетит улучшится. К вечеру на улице становится прохладнее, потребность в еде дает о себе знать.
Проследите, чтобы за ужином ребенок не перегрузил желудок, не наедался на ночь.
Составляйте детское меню, в котором примерно 50% белков дают продукты животного происхождения (мясо, творог, сыр, йогурт, молоко, яйца, нежирные сора морской рыбы, говяжья печень).
Предпочтительнее в мясных блюдах телятина, грудка курицы, индюшки, мясо кролика.
Полноценные, необходимые растущему организму жиры ребенок должен получать с яичным желтком, сливочным маслом. Содержание растительных жиров в питании ребенка составляет 25%.
Свежие овощи и фрукты обязательно включайте в ежедневный рацион летом. 



Это доступные источники углеводов, ферментов и витаминов для детского организма. Кабачки, морковь, картофель, брокколи подвергайте тепловой обработке.
Помидоры, редис, огурцы, листья салата, лук дети потребляют в свежем виде.
Летом происходит усиленное выделение пота с минеральными солями. Эти потери организму надо компенсировать.
В жаркую погоду для утоления жажды давайте ребенку очищенную негазированную воду.

Польза фруктов и овощей для детей

Фруктовые, ягодные и овощные соки содержат все натуральные вещества свежих плодов, оказывают оздоровляющее действие на организм.
Персиковый сок усиливает секрецию пищеварительных желез, обладает противорвотным действием.


Помидоры полезны детям благодаря высокому содержанию калия, витамина С и каротина.
Свежая морковь содержит 12 ферментов, витамины, органические кислоты, повышающие сопротивляемость организма инфекциям.
Огурцы улучшают аппетит, а свежий сок плодов обладает бактерицидным действием.
Капуста содержит 13 витаминов, в том числе провитамин D.
Кабачки нормализуют перистальтику кишечника.
Отвар груш хорошо утоляет жажду в жаркую погоду.

Безопасность ребенка летом: практические советы и рекомендации родителям

Тепло способствует усиленному размножению бактерий, быстро растут их колонии в недоброкачественных продуктах питания.                
Овощи и фрукты обязательно мойте под проточной водой перед употреблением. Постоянно напоминайте ребенку о личной гигиене, ее первом незыблемом правиле — мыть руки перед едой.
 Кожа детей несовершенна, как и способность к терморегуляции, поэтому тепловые удары случаются чаще. Чтобы этого не произошло, одевайте ребенка по погоде в светлую одежду из натуральных тканей.
В солнечный день обязателен легкий головной убор, достаточный запас питьевой воды. 
Избегайте солнечных ожогов — типичных травм летнего периода. Эти повреждения возникают, если кожа не подготовлена к приему больших доз ультрафиолета, или ребенок слишком долго находится на солнце. Продолжительность воздушно-солнечных ванн увеличивайте постепенно: с 3–5 до 20–40 минут.


Избегайте периода с 12 до 15 часов, когда солнце очень активно.
При необходимости нанесите детский солнцезащитный крем. Домашняя аптечка должна быть укомплектована такими препаратами, как парацетамол, йод, зеленка, перекись водорода. 
Летом востребованы детские солнцезащитные кремы, репелленты для отпугивания насекомых.


Топ-5 летних закаливающих процедур (дома 1-2 раза в день):

Воздушные ванны при температуре воздуха +28…+ 30°С.
Солнечные ванны средней продолжительностью 20 минут.
Обтирание влажной губкой +18…+20°С (3–5 секунд).
Обливание теплой водой 5–10 секунд с постепенным снижением температуры до +20°С.
Ходьба босиком по траве, песку, земле, речной или морской гальке.



Отдых ребенка в городе: советы родителям.

Во время поездок на легковом автомобиле, если нет детского кресла, то посадите ребенка на заднем сиденье посередине или справа.
Объясните ребенку, что неподходящие для детских игр места – стоянки личного транспорта, стройплощадки, подвалы и открытые люки канализации.
Соблюдайте правила поведения на улице: возьмите ребенка за руку, на тротуаре держитесь подальше от проезжей части, переходите дорогу по пешеходному переходу.

Разъясните детям, как опасно играть вблизи автотранспорта.
Летом на улицах становится больше бездомных собак и кошек, они могут быть переносчиками заболеваний, часто ведут себя агрессивно. Не разрешайте детям подходить близко к животным, приманивать их едой.
Сорняки во дворе не подходят ребенку для игр в магазин, рынок, дочки-матери. Объясните, что эти растения не желательно трогать руками и нельзя брать в рот.


Отдых с ребенком летом на даче: советы родителям.

Укусы клещей, пчел, ос и комаров могут быть опасными с точки зрения тех инфекций, что разносят животные, и аллергических реакций со стороны организма ребенка.
Для защиты от насекомых применяйте репелленты с натуральными компонентами.
Если ужалила оса или пчела, то сначала удалите жало, затем протрите кожу спиртом и приложите на 50 секунд лед, обернутый марлей. Пчелиные или комариные укусы у детей могут сопровождаться отеками, сильным покраснением, раздражением и зудом.


Проконсультируйтесь с педиатром о применении в таких случаях противоаллергических препаратов. При оказании первой помощи клеща удалите пинцетом, как бы «выкручивая» его из кожи против часовой стрелки. Обработайте место укуса перекисью водорода, затем йодом.
Летом много соблазнов в виде даров леса, но не все привлекательные ягоды и грибы съедобны. Приучайте детей не собирать неизвестные им растения. Ребенку следует объяснить, как укрыться во время грозы и молнии. Грозовые разряды опасны для людей, поэтому надо переждать непогоду в помещении, закрыть балконную дверь, форточки.


Отдых с ребенком на море: советы и рекомендации родителям.

Отправляясь на море с ребенком, вы должны знать, что плавание в открытом водоеме – это одновременное воздействие света, воды, движения и воздуха.
Учитывайте, что в случае морского купания присоединяется еще химическое раздражение солей и микроэлементов.
Посещайте с ребенком пляж с 9 до 11 и с 16 до 18 часов. Проследите, чтобы ребенок не плавал натощак и раньше, чем через 1 час после еды.
Для безопасности дайте ребенку специальный жилет или надувной круг, покажите, как пользоваться. Не оставляйте детей без присмотра, чтобы они не резвились в воде «до посинения».


Организуйте чередование плавания, принятия солнечных и воздушных ванн, ходьбу босиком по песку или гальке для максимального оздоровительного эффекта.

Развиваем речь ребенка летом: на прогулке, на кухне, на даче.
Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, дети которых посещают логопедическую группу или занятия с логопедом.  На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.                                             
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов.                                       Задавайте ребенку соответствующие вопросы:-Попробуй, какой получился салат? Что мы забыли положить в суп? Какую морковку выберем? И т.д.                            

Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю и т.д.); показывайте ребенку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне.                         

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь малыш в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других.  
                                                                                                                           
Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие) 
Уважаемые родители, развивайте в себе навыки воспитателя речи и через некоторое время Вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите ее плоды.
Желаю успехов!

 «Что такое ФГОС дошкольного образования?» 

Консультация для родителей


С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .
Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию». 
Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования
Что является отличительной особенностью Стандарта?
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.
Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Психолого-педагогические основы проблемного обучения

        Мышление – это процесс решения человеком новых для него проблем. Основная функция мышления – открывать неизвестное, новое.
    Ребенок по своей природе творец, а мы его обрекаем в течение многих лет на воспроизводящую деятельность. Не отразиться ли это на развитии его творческого потенциала? Теория и практика обучения дают утвердительный ответ, потому что творческое начало в ребенке может развиться лишь в творческой деятельности. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, т.к. развитие творческого потенциала ребенка может осуществляться в творческой деятельности, специально организуемой педагогом. Признание продуктивности мыслительных процессов, как свойства мышления любого человека, имеет исключительное значение для человеческой практики, т.к .делает реальной цель современного образования – развитие творческой личности. Чтобы применять проблемное обучение в работе с дошкольниками надо знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать подлинное творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем. Одно из таких условий – создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
Что включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные компоненты?


Психологи выделяют три основных компонента:
1. неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
 2. познавательная деятельность;
3. творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
Рассмотрим эти компоненты на конкретном примере проблемной ситуации:
1) предлагается прочитать слово ГВОЗДИКИ.
2) нарисовать предмет, который обозначает по-вашему это слово.
3) рисунки вывешиваются на доску, рассматриваются (дети обмениваются мнениями, обсуждают увиденное, дети спорят кто нарисовал «правильно»)
4) воспитатель выдерживает эмоциональную паузу, спрашивает: «Почему вы нарисовали два таких разных предмета: гвозди и цветы? Ведь было написано одно слово.
5) выслушивает мнения детей, предположения, смысл которых сводился к следующему: в этом слове скрыты два слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.
6) предлагает произнести эти слова и послушать как они звучат, определить в чем тут разница в произношении (показывает рисунки) гвоздики, гвоздики.
Так постепенно дети приходят к выводу: ударение в этом слове падает на разные слоги и от этого зависит его смысл. Проанализируем эту ситуацию: Один из главных компонентов проблемной ситуации - новое знание, которое ребенок должен усвоить (оно раскрывается проблемной ситуацией), разрешая противоречие. В нашем примере в качестве неизвестного выступает новое для детей знание о том, что от места ударения в слове зависит смысл. Обычно новое знание дают в готовом виде, его надо запомнить, а затем закрепить с помощью примеров, многократных повторений и упражнений. Но изучение этой темы можно организовать проблемно так, чтобы ребенок столкнувшись с противоречием, захотел и смог разрешить его, т.е. открыть для себя и усвоить новое знание. Создавая проблемную ситуацию, мы поставим детей перед необходимостью выполнения такого задания, которое столкнет их с интересным противоречивым фактором: слово одно, а на рисунках два предмета. Ценность противоречия в познании заключается в том, что оно воздействует на эмоции, пробуждает потребность в познании нового. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль. Постановка проблемы помогла каждому осознать противоречие и включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, и выполняя его задания, дети самостоятельно открыли новое для себя знание, сделали из факторов выводы, обобщения.
Но надо учитывать возможность ребенка анализировать условия поставленного задания и усвоить новые знания, т.к. слишком трудное и слишком легкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации. Степень трудности должна быть такова, чтобы с помощью усвоенных знаний и способов действия дети не могли его выполнить, но этих знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения поставленного задания. Следовательно, необходимым компонентом психологической структуры проблемной ситуации должны быть и интеллектуальные возможности ребенка, позволяющие открывать новое. Ведь «вне субъекта», вне личности нет проблемной ситуации. Так же, как «процесс открытия, процесс усвоения знаний осуществляется не мышлением самим по себе, а думающей личностью с присущими ей интересами и способностями, потребностями, определяющими мотивами поведения».



   Как сформировать у ребенка познавательный интерес к предметному миру
  • Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов - это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы.
  • Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно.
  • Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него.
  • Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое - важное и ценное качество.
  • Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию
  • Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать.
  • Не смейтесь над ребенком: он имеет право на ошибку
* * *
Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, способствуют осмысленному отношению к изучаемому, помогают ребенку преодолеть механическое усвоение знаний, позволяют применять знания в практической деятельности
Порассуждайте вместе с ребенком
- Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
- Что случится, если растения исчезнут?
- Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
- Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
- Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
- Являются ли родственными слова?
Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?